Искусство стран Востока

Искусство Вьетнама

искусство Вьетнама

Вьетнамские земли в древности населяли тямы. Их народ в своей массе исповедовал индуизм и в культурном плане был больше приближен к Индии. Вьеты жили в основном на севере страны, но постепенно они начали продвигаться на юг и вытеснять тямов. В конце концов тямы и вьеты объединились и образовали государство известное нам как Вьетнам.

Архитектура Вьетнама

Древние исторические памятники относятся к архитектурным сооружениям тямов. В их число входят башнеобразные храмы, которые называют калан, представляющие собой массивные строения, имеющие квадратное внутреннее помещение, а снаружи богато декорированные ажурной резьбой, голерьефами, барельефами, гравировкой и скульптурой. Со временем каланы стали украшать небольшими башенками, повторяющими общий вид всего здания в миниатюре. Данный декоративный элемент в будущем получил развитие во вьетнамской архитектуре. В культуре вьетов преобладали китайские особенности. Они строили храмы, посвященные Конфуцию с большим количеством павильонов, дворов и бассейнов.

архитектура Вьетнама

На смену тямским храмам пришли буддийские и таоийские культовые храмы и башни ступы, похожие на китайские прототипы. Они состояли из нескольких десятков ярусов, и располагались на высоком пьедестале, украшенном резьбой. Декоративный орнамент состоял из изображений драконов, цветков лотоса и миниатюрных копий башни-ступы. Драконы у вьетнамцев обозначают символ мира и спокойствия, поскольку наделен великими добродетелями. Для создания орнаментов вьетнамские мастера нередко использовали мотивы, позаимствованные у природы, к примеру, рисунок коры сосны или панциря черепахи.

Вьетнамские архитекторы старались гармонично вписывать свои творения в окружающую природу, здания художественно располагались среди зелени деревьев по соседству с водоемами. Также на территории Вьетнама можно увидеть удивительные крепости, королевские гробницы и пагоды. Пагоды в частности могут располагаться на одном столбе. Это небольшое сооружение в виде легкого павильона, закрепленного с помощью боковых кронштейнов на высоком столбе. Также вьетнамцы сооружают длинные дома под черепичной кровлей, и небольшие домики с кровлей из листьев пальмы. Во времена французской колонизации, появилось множество зданий, выполненных на французский манер.

Скульптура Вьетнама

Скульптура во Вьетнаме тесно связана с архитектурой, ее использовали как декоративное украшение зданий, для создания акцента в общей композиции. Скульпторы в своих работах создавали фигуры людей, танцовщиц и музыкантов, фигуры божеств и животных. Лица людей старались делать как можно реалистичней, изображая толстые губы, широкие носы, густые брови и усы. Из животных чаще всего встречаются скульптурные изваяния слонов, львов и обезьян, а также изваяния декоративных животных в виде драконов с телом змеи, украшенных орнаментальными рисунками. Животных скульпторы обычно изображали в движении и различных позах.

Живопись Вьетнама

скульптура Вьетнама

Живопись в самом начале была связана с архитектурой и скульптурой. Краски использовали для окрашивания различных деталей зданий и скульптур. Рисунки на плоской поверхности появились гораздо позже, чем скульптура. В древние времена художникам говорили, какими красками должны изображаться те ли иные предметы, а не выполнение этих предписаний строго наказывалось. Иероглифы во Вьетнаме, как и в других восточных странах зачастую становились высокохудожественным произведением живописи. Один иероглиф мог иметь до сотни различных способов написания. Очень часто в своей работе художники использовали метаморфозы, к примеру, облака могли изображаться в форме раковины или языков пламени. Картины рисовали масляными красками на шелке и акварелью на рисовой бумаге.

Кроме набора символических цветов во Вьетнаме существует набор символических фигур часто используемых в искусстве. У них есть восемь мифических существ: дракон, единорог, феникс, черепаха, карп, тигр либо лев, летучая мышь и журавль. Их образы используют в скульптуре, резьбе, живописи и других видах прикладного искусства. Каждое из них несет особый смысл, а в сочетании с различными предметами обозначает различные пожелания. Еще у вьетнамцев есть четыре символических растения – цветок персика, орхидея, хризантема, бамбук; и восемь символических плодов – персик, слива, гранат, груша, фрукт из рода апельсина, виноград, калебаса и круглая тыква. Их изображения тоже очень часто применяют в декоративном искусстве.

Особый вид искусства лаковая живопись стал популярен благодаря тому, что декоративность фактуры лаковых красок, позволяла инкрустировать изделия различными материалами (золотом, серебром, перламутром), что придавало рисунку эффектности и выразительности. Мастера лаковые рисунки делали не только красками, но и посредством гравировки и резьбы. Изображение делали обычно на черном или красном фоне, после чего раскрашивали цветными красками.

Декоративно-прикладное искусство Вьетнама

прикладное искусство Вьетнама

Для создания предметов прикладного искусства во Вьетнаме используют дерево, кость, золото, серебро, бронзу, перламутр, мрамор и ткани. Из бронзы, золота и серебра делали украшения, культовые принадлежности и предметы роскоши. Предметы из бронзы было принято украшать серебряными нитями. Для создания изделий из керамики у вьетнамцев существуют разные техники. Из делают при помощи гончарного круга либо лепят вручную. Посуда может быть черного, коричневого, желтого, белого цвета или цвета слоновой кости, Керамическую посуду во Вьетнаме украшали подглазурной росписью с использование минеральных красок и кобальта. Посуду также было принято украшать морскими ракушками, а позже предметы начали инкрустировать перламутром. Этот вид искусства в страну пришел из Китая, но вьетнамские мастера достигли в нем высокого мастерства. Перламутр для работы получали из раковин.

Вьетнамцы создавали деревянные статуэтки покрытие лаком. Позже это занятие переросло в ремесло под названием вьетнамский лак. Ремесленники покрывали свои изделия прозрачным лаковым слоем прочного материала черного, красного или коричневого цвета, который изготавливали из сока лакового дерева. Лаковую роспись вьетнамцы используют для создания миниатюр и картин, а также для украшения шкатулок, ширм, панно, экранов, подносов, посуды, футляров для альбомов и других бытовых предметов.

Литература Вьетнама

Сначала для письма во Вьетнаме использовали китайские иероглифы и древнеиндийский язык санскрит, но позже перешли на латиницу, создав свой собственный алфавит. К древним вьетнамским литературным произведениям относятся вьетнамские мифы о драконе и происхождении людей, предания, эпические сказания мыонги и придворная поэзия. В произведениях литераторов была отражена борьба с китайскими и монгольскими завоевателями, бытовые проблемы и душевные переживания. Наивысшей степени развития вьетнамский литературный язык достиг в классической поэзии.

© 2010-2015