Искусство стран Востока

Искусство Тибета

Тибет

Тибет долгое время сохранял свою независимость, и только в середине 20 века он оказался под властью Китая. Несмотря на это тибетская культура тесно связана с индийской и китайской культурами. В древнем Тибете жили племена кочевых народов, среди которых господствовала религия бон, основанная на принципах шаманства и поклонения духам. Поэтому в искусстве того времени преобладают анималистические мотивы. Позже под влияние монахов из Индии на территорию государства проник буддизм, который оказал сильное влияние на развитие искусства, радикально изменив тем самым его характер.

В Тибете буддизм имеет свою уникальную форму – ламаизм. Ламами тибетцы называют монахов, которые живут в буддистских монастырях, являющихся культурными и образовательными центрами страны. Во главе государства - далай-лама. Благодаря влиянию индийского проповедника Падмасамбхаве, который ввел в религиозную жизнь тибетцев тантризм, пантеон их богов довольно разнообразен. Главным божеством Тибета считается одиннадцатиликий и шестирукий Авалокитешвару, реинкарнациями которого являются далай-ламы. Изначально в произведениях искусства чувствовалось влияние индийской культуры, но позже приоритет получила китайская культура, и в искусстве возникло новое сино-тибетское течение. В связи с этим в Тибет из Китая пришли многие ремесла, а также умение делать шелк и бумагу.

Архитектура Тибета

архитектура Тибета

Об архитектуре культовых сооружений Тибета можно судить по многочисленным монастырям, которые представляют собой целые ансамбли внушительных размеров. Иногда такие монастыри образуют своеобразные города. Тибет находится на нагорье, поэтому здания там гармонично сочетаются с горным рельефом, становясь как бы частью гор. Монастыри принято строить на склоне горы, при этом ступенчатые терассы поднимаются от самого подножья к вершине. За монастырской стеной находятся храмы, кельи монахов, ремесленные мастерские, училище, хранилище рукописей и огромное количество лестниц. Стены монастыря нередко строили в несколько рядов для обеспечения защиты от врагов.

В центре монастыря на вершине горы размещался храм, на плоской крыше которого ставили жалцан. Жалцан является символом буддизма и представляет собой высокий сосуд в форме цилиндра, внутри которого находятся списки молитв. Храм украшали прямоугольными столбами с резными деревянными капителями. Стены и потолок храма покрывали красочными росписями белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Такие яркие краски особенно торжественно смотрятся в полумраке помещения во время ритуальных богослужений. Для хранения религиозных реликвий рядом с монастырем было принято строить башни ступы чортены и субурганы. Эти каменные башни, построенные в форме бутыли и покрытые золотом и медью, напоминают индийские башни ступы.

искусство Тибета

Для строительства в Тибете чаще всего использовали каменные блоки из гранита и кирпич, высушенный на солнце, дерево применяли значительно реже. Дома в городе строили из тесаного камня в два либо три этажа с большим количеством окон, расположенных высоко над землей и плоской крышей, поэтому с виду они напоминали крепости. Так как дома находятся в горах, они располагались ступеньками наподобие амфитеатра, образуя единую ритмичную картину. Снаружи дом чаще всего белили, а контуры обводили черной краской. Для украшения своих жилищ тибетцы используют расписной фриз, покрытый красной, коричневой или розовой краской, по фактуре напоминающей бархат. Такой фриз можно встретить на монастырских постройках и храмах, только для его росписи в этом случае применяли золото, драгоценные камни, коралл и бирюзу.

Еще в Тибете строили многоэтажные дворцы, в одном из которых живет далай-лама. Верхний этаж дворца обычно состоит из нескольких павильонов с крышами покрытыми золотом, внутри дворца находятся гробницы и покрытые росписями галереи. Для украшения архитектурных сооружений в Тибете нередко используют пестрые ткани, закрепленные на фасаде зданий и защищающие помещение от солнца и дождя.

Скульптура Тибета

В тибетских монастырях находятся различные ремесленные мастерские, где работают скульпторы, художники-иконописцы, ювелиры, резчики по металлу, кости и дереву. Скульптура в Тибете представлена многочисленными статуями буддийских божеств. Их делали из камня, дерева, бронзы, глины и быстротвердеющей смолы. Бронзовые статуи обычно покрывали золотом, а изваяния из других материалов покрыты яркими красками, инкрустированы кораллом и бирюзой. Зачастую в храмах можно встретить статуи в богатых одеждах щедро украшенные ювелирными изделиями. Еще в горах Тибета можно увидеть высеченные в скалах рельефы, раскрашенные яркими красками и изображающие сцены из жизни буддийских богов. Большое влияние на тибетскую скульптуру оказало искусство эпохи Пала, принесшее с собой умение отливать скульптуры из бронзы и латуни. Такие статуи отличаются сильным тантрическим влиянием и богатой орнаментикой.

Живопись Тибета

живопись Тибета

О тибетской живописи можно судить по фрескам, украшающим стены монастырей, иконам-тханкам, миниатюрам, встречающимся в древних манускриптах и вертикальным настенным свитками, представляющим собой своеобразные картины, иногда достигающие двадцати метров в высоту. В качестве сюжетов картин в Тибете использовали портреты монахов, образ Будды Шакьямуни, изображения различных буддийских божеств, демонов и народа, слушающего проповеди. Картины рисовали на бумаге, холсте и шелке. Краски использовали яркие без полутонов, иногда в свои работы для усиления эффекта художники добавляли золото и серебро.

Иконы в Тибете принято рисовать по трафарету, а потом раскрашивать красками. Их рисуют монахи на длинных холстах, которые сначала покрывают мелом и клеем, а потом тщательно полируют. Иконы-тханки рисуют с помощью непрозрачных красок, по своей живости напоминающими масляные, они представляют собой своеобразный центральнотибетский стиль живописи. В зависимости от применяемых технических приемов тибетская живопись разделилась на два течения – северо-восточная школа и юго-западная школа. Восточная тибетская живопись использовала китайские традиции, а западная – традиции Непала и Индии. Индо-непальский стиль в тибетском искусстве носит название Петри. В более поздний период тибетские художники стали проявлять интерес к перспективе и пространственности.

Литература Тибета

Первые древние литературные произведения Тибета относятся к религиозной тематике их местной шаманской религии бон. С появлением буддизма на тибетский язык было переведено множество канонических и философских текстов с санскрита, которые объединили в два больших собрания переводной литературы. Эти произведения оказали огромное влияние на формирование тибетской литературы. Также на тибетский язык были переведены поэмы, эпические поэмы и трактат по поэтике. Со временем начали появляться произведения тибетских авторов, к ним относятся сочинения на тему буддизма, прославлявшие его победное шествие по миру, и исторические произведения, к которым относятся царские родословные, родословные настоятелей и родословные родов.

Многие художественные образы и герои в литературу Тибета попали из Индии. Народная тибетская литература представлена сказками, произведениями биографического характера и эпистолярного жанра, песенками-диалогами и сагами с фольклорным уклоном. Большинство таких произведений передавалось из поколения в поколение в устном виде. В Тибете существовала тайная литература, к числу произведений которой относятся тайные тантрические доктрины, тексты, посвященные божественному явлению и чудесные сновидения. Эти книги позволялось читать лишь узкому кругу лиц. В целом тибетская литература характеризуется скупостью в передаче чувств, описания внешности героев и окружающего пейзажа, образ человека в ней всегда идеален.

Декоративно-прикладное искусство Тибета

Прикладное искусство Тибета представлено ворсовыми коврами, различными ювелирными изделиями из драгоценных металлов, меди и железа, оружием, которые принято было украшать чеканным рисунком и драгоценными камнями. Также внимание привлекают металлические сосуды и шкатулки, украшенные резным ажурным орнаментом, роскошные предметы алтарной утвари, некоторые из которых было принято делать из человеческих костей и черепов, украшенных художественной резьбой. Шиваистские культовые статуэтки, фигурки демонов и страшных духов обычно делали из бронзы и меди, а также в «технике утраченного воска», щедро украшая их драгоценными камнями. Все предметы прикладного тибетского искусства отличаются особой роскошью и замысловатым исполнением.

© 2010-2015