Искусство стран Востока

Искусство Армении

Армения

Армения является древним государством, образование которого тесно связано с историей государства Урарту. Территория Армении на протяжении веков была яблоком раздора в борьбе между соседними государствами и империями. Она была под властью мидийцев, персов, византийцев, киммерийцев, парфян, римлян, арабов, монголов, иранцев и турков, что оказало сильное влияние на культуру Армении. Одни завоеватели вносили свой вклад в развитие искусства, другие, наоборот, тормозили его. Особенно отрицательно сказался период арабского завоевания и нашествия монголов. Расцвет культурной жизни Армении связан с периодом налаживания связей с Грузией, которая помогала ей в организации освободительной борьбы. Армения стала одной из первых, где христианство было провозглашено государственной религией.

Архитектура Армении

архитектура Армении

Культовые архитектурные сооружения Армении представлены пещерными церквями, монастырями, базиликами, купольными храмами и кафедральными соборами. Армянская древняя базилика является однонефным либо трехнефным сооружением, с цилиндрическим сводом. Монолитная кладка стен состояла из крупных квадратных обтесанных камней. Храм устанавливали на ступенчатый стилобат. В технефных базиликах средний неф возвышался над боковыми и был отделен от них столбами Т-образной формы. По бокам храма строили крытые галереи с открытыми портиками. Окна и двери храмов были выделены декоративными скульптурными деталями. Позже сформировался новый тип купольной базилики, представлявшей собой технефную базилику, центральное пространство которой было увенчано куполом. Боковые стороны храма стали украшать многогранными абсидами и декоративными арками. Деревянные двери храмов декорировали ажурной резьбой.

При строительстве купольных храмов в отличие от базилик, нефы друг от друга отделены пилонами. Существуют купольные храмы с прямоугольником в основании, а есть так называемые купольные ротонды, когда основание делали в виде креста с закругленными апсидами, а вокруг него возводили кольцо массивных стен. Интерьер храма поражал архитектурным разнообразием. Круговой обход внутреннего пространства был организован массивными колоннами с капителями. Апсиды перекрывались конхами, объединявшими все пространство в единое целое. Стены внутри храма украшали фресками и мозаикой. Четырехугольные стелы установленные между пилонами щедро покрывали орнаментальным узором и сценами с изображением христианских святых.

искусство Армении

Храмы более позднего периода имели конструкцию устремленную вверх, что подчеркивалось узкими окнами, удлиненными нишами и высокими шипцами. Наружные стены, карнизы и бровки окон покрывали живописные рельефы, которые нарушили традицию гладких стен. Кафедральный собор объединяет архитектурные принципы купольной базилики и купольного храма. Центральный неф отделяли мощными пилонами с уступчатыми членениями и тонкими полуколонками. Стены украшали декоративной аркатурой и глубокими нишами треугольной формы. Также в создании интерьера использовали стрельчатые арки, капители, полукруглые конхи и архивольты. Вход в собор делали в виде портала украшенного горельефными изваяниями и сталактитовым декором. Из гражданской архитектуры можно выделить многоэтажные дворцы с колоннадой, караван-сараи, называемые в Армении ханабарами. Облицовка городских зданий выполнялась из разноцветных камней.

Скульптура Армении

Искусство скульптуры в Армении развивалось только в качестве рельефных и горельефных скульптурных изваяний, обрамлявших окна, арки, карнизы и архивольты храмовых построек. На них изображали сцены из библии, фигуры пророков, апостолов, а также растительные элементы и массивные виноградные гроздья.

Живопись Армении

В средние века искусство живописи развивалось в основном в качестве книжной миниатюры, украшавшей рукописи и фресками. На рисунках изображали Христа, Богоматерь и библейские сцены, созданные на основе позднеантичных традиций. Художники в своей работе использовали светлые и яркие краски желтых, оранжевых и красных тонов. Фигуры святых изображались в канонических позах согласно христианской иконографии. Нередко в текст рукописей вставляли орнаментальные заставки, разделявшие текст. Особо красиво оформляли заглавные буквы и маргинальные знаки, которые со временем приобрели самостоятельную художественную ценность. Некоторые миниатюры представляли собой уменьшенные копии настенных росписей. Искусство миниатюры утратило свое значение, когда появилось книгопечатание и на смену пришла гравюра.

Декоративно-прикладное искусство Армении

прикладное искусство Армении

Декоративно-прикладное искусство Армении широко представлено народными промыслами. Армянские ремесленники достигли высоких результатов в обработке металла, они создавали оружие инкрустированное камнями, золотом, серебром, вставками из меди и латуни, а также украшенное гравировкой. Деревянные элементы декорировали перламутром и слоновой костью. Другие изделия из металла, используемые для культовых обрядов и в быту покрывали сканью, резными, чеканными и зерновыми узорами. Для рукописных книг делали красивые переплеты из драгоценных металлов. Мировую славу получили армянские художественные керамические изделия, ткани, кружево и ковры. Искусство ковроделия зародилось в Армении еще в древности. Мастера делали ковры украшенные разнообразными рисунками, в сюжетах которых использовали фигуры драконов и орлов, позже стали применять изображения креста и стройных деревьев, а также растительные и геометрические узоры.

Литература Армении

В средние века в Армении возникла армянская письменность Mеcропом Маштоцем, что привело к появлению первых переводов религиозных книг на армянский язык. Помимо религиозных текстов армянские писатели создавали лирические, поэтические, философские и нравоучительные произведения. Широкое распространение получили басни армянских авторов. Исторические повествования были написаны под влиянием западноевропейской и русской культуры. В произведениях национального эпоса отображалась освободительная народная борьба против завоевателей.

© 2010-2015