Искусство стран Востока

Искусство Сирии

Сирия

На территории Сирии долгое время шли беспрерывные войны. Она поочередно оказывалась под влиянием египтян, финикийцев, хеттов, арамеев, римлян, персов, турок-сельджуков, рыцарей крестоносцев, египетских мамлюков и монголов. После Первой мировой войны, когда Сирия в составе Османской империи выступала на стороне Германии, в результате поражения ее отдали Франции и она стала ее колонией. Независимость Сирия получила в ходе ожесточенной освободительной войны только в ноябре 1941 года. Благодаря тому, что править страной приходили многие завоеватели из других государств, архитектура этой страны очень разнообразна. Наряду с мусульманскими мечетями и дворцами здесь со времен Византийской империи сохранились христианские церкви, а после завоевательных походов крестоносцев - их замки-крепости.

Древнее искусство Сирии основано на сложном сочетании шумерской, древне-египетской, эгейской, финикийской, эллинистической, парфийской и древне-римской культур. Распространение арабского языка и ислама в Сирии началось в средние века, когда она была частью халифата и являлась центром становления и развития арабской культуры. В это же время там зародилось и исламское искусство, которое представлено в основном архитектурой, поскольку ислам запрещает изображать живых существ, поэтому древняя скульптура и живопись в Сирии сохранилась лишь с домусульманских времен. В период французской колонизации в искусстве стали проявляться западные веяния.

Архитектура Сирии

архитектура Сирии

В число архитектурных сооружений Сирии входят мечети с минаретами, дворцы, цитадели, романские замки, древишские приюты, церкви, греко-православные храмы, украшенные фресками, мавзолеи, усыпальницы и часовни. Не менее интересным памятником архитектуры являются традиционные городские крытые рынки с их впечатляющими каменными сводами. Для украшения зданий у арабских народов принято использовать резьбу по стуку. Это вид художественной резьбы по алебастру. Мастер создает объемное изображение с использование растительных и цветочных мотивов, а также цитат из Корана. Для городской постройки в Сирии традиционно используют особый вид кладки, когда один за другим выкладывают разноцветные каменные пояса, называемые аблак.

Первые мечети в Сирии строили в соответствие с традициями церковной архитектуры времен Византийской империи. Их внутри и снаружи украшали арками и античными колоннами, а также айванами. Айван – это колонный зал, центральную часть которого занимает купол. Особый колорит арабской архитектуре придают минареты мечетей и массивные резные двери, украшенные многоконечными металлическими звездами или кованым медным рисунком из пересекающихся геометрических фигур. Молельные залы в мечети отделены друг от друга аркадами и называются михрабами, их число соответствует количеству богословско-юридических школ в исламе. Стены молельных залов украшены мозаикой мерцающей в полумраке необыкновенными цветами. Кровлю мечети поддерживают деревянные конструкции, покрытые художественной резьбой с изображением растительных элементов.

искусство Сирии

В Сирии построено множество мавзолеев и медресе. Медресе служит для арабов школой, в которой изучают Коран и библиотекой. В некоторых случаях медресе может быть и усыпальницей для важных религиозных деятелей страны. Медресе представляет собой квадратное здание с куполом в виде конуса, украшенного множеством шишечек и напоминающим перевернутый сталактитовый свод. В качестве декора арабы нередко используют панели из полихромного мрамора и мраморную мозаику-плетенку. Большинство мавзолеев было построено в период правления египетских мамлюков. Мечети, построенные во времена существования Османской империи, отличаются большим полусферическим куполом и островерхими минаретами. Художественную ценность представляют собой руины античных городов, где до наших дней сохранились здания с арками, амфитеатры, храмы, гробницы, похожие на крепостные башни, внутри которых сохранились скульптуры и художественные рельефы.

Декоративно-прикладное искусство Сирии

прикладное искусство Сирии

Сирийцы производят изделия из художественного стекла, керамические изделия, украшенные люстром и росписью, металлические изделия, инкрустированные серебром, бронзовые и медные предметы, украшенные гравюрой. К народным видам творчества в Сирии относится вышивка, плетение из цветной соломы, изготовление ювелирных изделий. Особую часть населения Сирии, к которой относятся кочующие племена, называют Бедуинами, они живут в шерстяных шатрах. Среди предметов прикладного искусства созданных ими можно выделить серебряные украшения, холодное оружие и красочные ткани.

Живопись Сирии

Древне-сирийская живопись представлена фресками, сдержанными по колориту и имеющими плоский силуэт, а также рисунками, созданными на основе мозаики. Позже живопись Сирии была представлена лишь каллиграфией и орнаментами, украшающими предметы прикладного искусства. В орнаментах использовали растительные и цветочные узоры, геометрические фигуры и традиционные арабские арабески. Позже изобразительное искусство стало развиваться в миниатюре, украшавшей литературные произведения.

Литература Сирии

Величайший пример классической арабской письменности – это священная книга Коран. Как и в других восточных странах в Сирии большое значение придавали искусству каллиграфии, создавая священные письмена. Арабская вязь, как и иероглифы, является своеобразным произведением искусства. К светской литературе средних веков можно отнести сборник арабской поэзии, поскольку в то время Сирия была центром поэзии арабских стран.

Большое значение для литературы Сирии имела миссионерская деятельность американцев и французов, благодаря которым было издано множество классических произведений на арабском языке. Господство в Сирии турок около четырех веков не давало развиваться литературному искусству страны. Главной задачей для первых представителей современной литературы в Сирии стало возрождение арабского языка и культуры. В своих произведениях они рассказывают о деятельности простых городских и деревенских жителей, а также о борьбе за свободу и независимость страны.

© 2010-2015