Искусство стран Востока

Искусство Ирака

Ирак

Страну Ирак можно с уверенностью назвать легендарной, ведь на ее территории зародились великие культуры народов Месопотамии и Шумера, Парфии и Ассирии, Аккады и Персии, а также именно здесь располагался когда-то известный на весь мир Вавилон, считавшийся центром религиозной культуры мира. Столица Ирака город Багдад имеет не менее интересную историю и считается самым древним городом земли. Благодаря этому искусство Ирака в своей основе имеет корни великих цивилизаций, оно интересно и притягательно, поскольку содержит множество тайн и загадок, которые пытаются разгадать современные ученые.

За время своего существования Ирак пережил множество войн, оставивших неизгладимый след. Его города не раз разрушались до основания и восстанавливались вновь, возрождаясь из пепла во всем своем великолепии. Во времена халифата в Ираке был центр культурной жизни арабского мира, позже он был частью великой Османской империи, а потом еще некоторое время находился в оккупации британцев. Даже сейчас, когда Ирак получил независимость, его продолжают раздирать междоусобные конфликты и войны, которые наносят вред ценнейшим историческим памятникам искусства, являющимся мировым культурным наследием человечества.

Архитектура Ирака

К культовым архитектурным сооружениям Ирака относятся древние храмы, зиккураты, купольные мавзолеи, мечети с минаретами, медресе, католические церкви и храмы. Древние храмы строили на высоком каменном основании, стены делали в виде полуколонн и украшали мозаикой, состоящей цветных из множества гвоздей с цветными глиняными шляпками. Рисунок мозаики имитирует плетеную циновку, которую местное население использовало для украшения стен своих домов. Колонны храмов были инкрустированы цветными камнями и перламутром. В сюжетах создаваемых мастерами мозаичных картин зачастую прослеживались сцены из бытовой жизни людей. Архитектурные постройки в Вавилоне обычно декорировали рельефами из глазурованного кирпича, изображавшими фигуры животных и людей, военные подвиги

архитектура Ирака

Иракский вариант мечети представляет собой большое сооружение с просторным двором, который окружен галереями перекрытия которых, лежат прямо на капителях с колонн, стоящих в несколько рядов. Так обычно делали в дворцовых залах эпохи Ахемнидов. Рядом с мечетью строили высокий минарет со спиральным пандусом, напоминающий древние зиккураты. Он имел форму полуконуса и был установлен на квадратном цоколе. В мечетях более позднего периода перекрытия галерей располагалась уже не на капителях колонн, а на арках. К тому же появился новый тип мечети с айванами, обращенными во двор. Стрельчатые арки декорировались резьбой по стуку, а верхние фронтоны украшала плетенка, состоящая из восьмиконечных звезд и каллиграфических надписей с текстом из Корана. Для декоративного письма обычно мастера использовали специализированный шрифт «цветущий куфи». Мечети в Ираке традиционно защищали крепостной стеной с круглыми башнями.

Городская застройка включала в себя дома знати, караван-сараи, диваны и бани. В Ираке построено множество красивейших дворцов, стены которых имеют крепостные укрепления и башни. Дворцовый комплекс состоял из большого количества крытых жилых помещений, число которых могло превышать сотню, парадных залов, просторных дворов и садов. Нижние стены зданий украшены облицовочными панелями с орнаментальной резьбой по стуку, моделированной светом и тенью и заполнявшей ковром всю поверхность. Вся часть стен, что размещалась выше плит, была расписана цветными красками и заполнена нишами. В Ираке существовало три стиля узора. Первый и второй делали с помощью резьбы, а в качестве сюжета брали либо виноградную лозу, либо стилизованные растительные мотивы. Третий стиль узора скорей всего появился гораздо позже, его делали с помощью оттиска по сырой штукатурке. Он состоял из ритмично повторяющих спирально изогнутых переплетающихся линий. Стены внутри жилых помещений украшены роспьсями. Для сюжета картин нередко использовали изображения людей – всадников, охотников или танцовщиц, которые обрамлялись орнаментальными полосками с растительным узором. Фризы зданий украшались изображениями зверей и птиц.

Скульптура Ирака

скульптура Ирака

О скульптуре Ирака можно судить по сохранившимся в древних храмах домусульманского периода рельефам и изваяниям божеств и животных. Скульптуры в то время делали из дерева и покрывали их медным чеканными листами. Красочный облик изваяниям животных придавали высунутые языки и глаза, сделанные из цветных камней. Позже архитектурные сооружения стали украшать монументальными скульптурами и скульптурными деталями из глины.

Живопись Ирака

Древняя живопись в Ираке сохранилась в виде мозаичных картин эпохи Шумера, росписей на стенах храмов Вавилона с изображениями животных, птиц и сцен из жизни людей. По ним можно судить о преемственности традиций живописи. Картины нарисованы в плоскостной манере со схематичных изображением фигур. В своей работе художники использовали светлый фон и яркие краски синего, оранжевого, желтого, красного, зеленого и черного цвета.

Мусульманский период ознаменовался развитием каллиграфии, в это время появился особый куфический тип шрифта, наиболее декоративной разновидностью которого, считается «цветущий куфи», органично сочетающий в себе помимо начертания букв сложные переплетения стилизованных растительных элементов. В Багдаде начало развиваться искусство миниатюры. Красочные иллюстрации, написанные в стиле арабо-месопотамской художественной школы, украшали литературные произведения того времени. Этот стиль отличается подлинной самобытностью, хотя основан на византийских традициях. Ему свойственна упрощенность художественного языка, отсутствие детализации и декоративная целостность образа. Художественные традиции, сформировавшиеся в средние века, сохранялись мастерами вплоть до XX века.

Декоративно-прикладное искусство Ирака

искусство Ирака

Ирак всегда был крупным центром художественных ремесел. В древних иракских гробницах найдены созданные с величайшим мастерством роскошные предметы утвари и фигурки животных, выполненные из драгоценных металлов и камня, различных пород. В Ираке делали шикарные шелковые и парчовые ткани, изделия из керамики и фаянса, украшенные люстром, рельефным рисунком и полихромной росписью, резные изделия из дерева и кости. Большим спросом пользуются иракские изделия из металла, поверхность которых инкрустирована серебром или украшена тонким ажурным кружевом чеканного либо гравированного узора. Предметы обихода, разнообразные вазы и мебель, иракские мастера искусно покрывали цветным мозаичным узором из слоновой кости, ракушек и перламутра.

Литература Ирака

Древняя литература Ирака представлена клинописными текстами на религиозные темы на аккадском языке, унаследованном от шумеров, дошедшими до наших дней со времен расцвета Вавилонского царства. Эти произведения были написаны преимущественно в поэтическом жанре и уделяли большое внимание вопросам жизни и смерти. Отдельные сказания о богах и героях той эпохи были объединены в поэмы. В период существования халифата в Ираке начался расцвет научной и художественной литературы на арабском языке. В литературе наряду с поэтическими произведениями появились сказки, рассказы, повести и романы. Более поздние поэтические произведения отражали идеи национально-освободительной борьбы и содержали революционный пафос.

© 2010-2015