Искусство стран Востока

Искусство Афганистана

Афганистан

Доисламский период истории Афганистана связан с влиянием античной, буддийской и индуистской культуры. Поэтому с этих времен на территории страны сохранились исторические греческие и буддийские памятники искусства. За свою историю Афганистан не раз подвергался набегам завоевателей. В прошлом эта страна была важным торговым международным пунктом, через который проходили основные караванные пути, связывающие страны запада с Индией и Китаем. На протяжении веков Афганистан был частью древнеперсидского государства Ахеменидов, потом он оказался под властью Александра Македонского, и находился под управлением греко-македонской династии Селеквидов, после чего еще некоторое время находился под влиянием парфян, а также греческих, индийских и иранских правителей.

В VII веке на территорию Афганистана вторглись арабы, и распространили свою религию ислам, оказав тем самым сильное воздействие на культуру и социально-экономическое развитие страны. Нашествие монголов во главе с Чингисханом, не только оставило глубокий след в истории государства, но и способствовало образованию новой народности, называемой впоследствии хазарами. Когда пришли среднеазиатские тюрки, они присоединили Афганистан к крупнейшей Газневидской империи. Освободившись от турков-сельджуков, Афганистан попал в колониальную зависимость от британских завоевателей. В настоящее время в Афганистане идут междоусобные распри между различными группировками религиозно-политического толка за власть в стране.

Архитектура Афганистана

архитектура Афганистана

К историческим архитектурным памятникам эпохи расцвета буддизма относятся башни-ступы, пещерные храмы и различные культовые сооружения. Пещерные храмы вырубали в толще скал, соединяя между собой внутренними переходами и узкими тропинками. Сами пещеры имеют круглую, прямоугольною либо восьмиугольную форму. Потолок в них сделан в виде купола, в некоторых случаях в качестве декора использованы имитации деревянных перекрытий либо имитации арок и тромпов, на которые опирается купол. Стены внутри помещений украшены росписью и резным декором.

Также в Афганистане можно увидеть красивые дворцы эпохи Газневидов, которые делали в основном из сырцового кирпича. Дворец состоял из нескольких помещений с купольными перекрытиями, украшенных пилястрами и колоннами. Дворцы, построенные в период господства эллинистической культуры, имели явно выраженные греческие черты. Они включали в себя большое количество помещений и обширный двор, окруженный изысканными колоннами с капителями. Храмы, построенные в этот период, не были похожи на эллинские святилища, а имели скорей черты месопотамской культуры, но в них стояли статуи типичных греческих божеств.

В средние века, когда в стране распространился ислам, начали возводить мечети, минареты, мавзолеи и медресе, а также крепостные сооружения из глины. Наиболее древней считается четырех-айванная мечеть со стрельчатыми нишами, украшенная мозаичным рисунком из майоликовых плиток. Большое значение при строительстве мечетей уделялось порталу с величественной аркой и витыми полуколоннами, который на востоке принято называть пештак. Арку пештака украшали декоративным орнаментом из резной терракоты и отшлифованных фигурных кирпичиков.

искусство Афганистана

Другие мечети представляют собой здание в виде восьмигранника, на который установлен большой барабан с куполом. Такие мечети обычно имеют большой пештак с глубокой стрельчатой нишей и колоннами. Купола мечетей большие, ребристые или гладкие, иногда украшенные мозаичным узором. Возле мечетей располагаются высокие башни минареты. Минареты в Афганистане имеют восьмилучевую конструкцию основания, на которое устанавливается цилиндрический конус. Грани основания минарета украшали орнаментальными поясами из неодинаковой по глубине резной терракоты и фигурных кирпичей, что обеспечивало игру света и тени. Изящный декоративный орнамент представляет собой переплетение геометрических фигур, стилизованные растительные элементы и куфические надписи.

Мавзолеи в Афганистане располагали на невысокой платформе, их основание выполнено в форме восьмигранника либо куба, на который установлено меньшее по размеру помещение с шестнадцатью гранями. Поверх всего этого располагался барабан и купол. Внутри мавзолея находится крестообразное помещение, перекрытое щитовидными парусами, напоминающими купол, и установленными на перекрытия в виде арок. Иногда культовые сооружения объединяются в ансамбли, с просторным двором, окруженным галереей с колоннами. Во дворе установлены минареты украшенные ячейками в виде ромбов.

Скульптура Афганистана

Скульптура Афганистана представлена произведениями доисламского периода. Это скульптуры греческих богов в древних храмах и статуи Будды в буддийских монастырях, высеченные в глубоких нишах. Также в Афганистане найдены грубо вырезанные деревянные скульптуры идолов, похожие на человеческие фигуры с чертами животных. С приходом мусульманства, не приветствующего изображение живых существ, искусство скульптуры в Афганистане перестало развиваться. Многие скульптурные изваяния прошлых лет были уничтожены.

Живопись Афганистана

Примеры древней живописи сохранились в росписях стен древних храмов и буддийских монастырей. На них изображены божества местных культов, военные действия, сцены из жизни Будды, а также фигуры Будды и бодхисатв. В своих работах художники использовали клеевые краски, которые наносили на лессовую штукатурку, поэтому рисунки не утратили своей яркости до сих пор. Обычно принято было использовать краски шести основных цветов: белого, черного, желтого, зеленого, красного и синего, при смешении которых удавалось получать множество новых оттенков.

В период господства ислама на территории Афганистана живопись развивалась в основном при создании орнаментальных декоров на зданиях и предметах прикладного искусства, а также в качестве искусства каллиграфии при создании рукописей и книжной миниатюры. Афганские художники создававшие миниатюры, достигли больших высот в своей работе. Они сформировали свой особый колорит, а также уделяли большое значение деталям и мелочам, реалистично выписывая фигуры людей, лица, одежду и пейзаж.

Декоративно-прикладное искусство Афганистана

ковер в Афганистане

Афганистан славится мастерами, достигшими отличных результатов в обработке металлов, резьбе по дереву, ковроделии и искусстве декоративной вышивки. Большим спросом пользуются золотые и серебряные чеканные сосуды, украшенные гравировкой, ювелирные украшения, а также медно-бронзовые изделия: посуда, орудия труда, церемониальные предметы. Афганские оружейники создавали прекрасные экземпляры оружия, украшенные резным узором, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Ажурной резьбой по дереву афганские ремесленники украшали двери, окна и колонны, а также ширмы, предметы мебели и быта. В Афганистане делают шелковые и шерстяные ковры. На шелковых коврах разноцветный узор представляет собой сочетание геометрических орнаментов со стилизованными растительными мотивами. Шерстяные ковры делают обычно темно-вишневого цвета с узором из многоугольных фигур. Афганские камнерезы создавали множество разнообразных сосудов, миниатюрных коробочек, флаконов, статуэток и амулетов из мрамора и мягкого темного стеатита. Свои работы они нередко украшали гравировкой с изображением драконов и змей.

Литература Афганистана

Литература Афганистана развивалась под влияние персидских традиций. Основной жанр произведений – это поэзия. Поэты писали лирические произведения, воспевающие красоту женщин, а также исторические произведения, носившие название чарбайты. Стихи писали на фарси, дари и пушту. Большое распространение получила придворная поэзия.

© 2010-2015