Искусство стран Востока

Искусство Ирана

Иран

Иран ранее носил название Персия. Само название Иран пошло от слова арья или ариец, что в переводе означает знатный. Исторические корни Ирана уходят в глубину веков. Культура и искусство этой страны складывалось из сочетания культур различных народов живших вместе на территории этой восточной страны, а также в процессе нашествий и завоеваний, которые выпадали на ее долю. Но, не смотря на влияние чуждых цивилизаций, иранцы сумели сохранить и собственные традиции, переняв и приспособив для себя все самое лучшее из греческой и арабской культуры, культур Монголии, Китая и стран Европы. Особенно сильное влияние на жизнь людей оказал ислам. В наше время Иран относится к числу мусульманских государств со всеми вытекающими отсюда особенностями. Об искусстве Ирана можно судить по дошедшим до наших дней скальным рельефам, резным камням, изделиям прикладного искусства, включающим в себя керамические изделия и изделия из стекла, шелковые и шерстяные ткани, изделия из металла и рукописные книги.

До того как народ Ирана был обращен в мусульманскую веру, на территории этой страны прослеживалось влияние греческих верований. Это время называется эпохой эллинизма, а греческие боги удачно слились с традиционными богами иранского народа. Большое значение в то время иранцы придавали подвигам Геракла, поэтому его образ часто использовался в различных произведениях искусства, его изображали на рельефах, украшавших архитектурные сооружения, на монетах, а также они создавали разнообразные статуи Геракла. На смену древнегреческой мифологии пришла пора господства зороастрийской религии, в это время в литературе появились авестийские мифы, объединившие в себе древнеиранскую мифологию и учение Зороастра. Когда в Иран пришли арабы, они стали утверждать на его территории ислам, что сделало его впоследствии важнейшим районом распространения исламской культуры.

Архитектура Ирана

архитектура Ирана

Архитектура Ирана представлена зданиями, выполненными из простого и фигурного формованного кирпича, а также дворцовыми комплексами, которые были украшены скульптурами и рельефами, покрытыми яркими красками со вставками из бронзы и пасты. Для украшения зданий использовали резные терракотовые плитки, монохромные изразцы и резьбу по штуку. Штуковый декор обычно использовали не только для оформления внутренних стен домов, но и их фасадов. На них изображали композиции, состоящие из растительных мотивов и геометрических фигур. Листья и цветы удачно сочетались с традиционными для Ирана восьмиконечными звездами.

Во времена распространения ислама по всей стране начали возводить мечети – культовые сооружения, которым была свойственна строгая красота, воплощающая образы горячих песков и тихих оазисов под раскаленным солнцем. Мечети и дома в то время было принято украшать надписями, которые играли роль декора и подчеркивали принадлежность построек к мусульманству. Нередко стены зданий внутри и снаружи были полностью покрыты красивым арабесковым узором, выполненным в зеленых, темно-синих, желтых, голубых и фиолетовых цветах.

Живопись Ирана

искусство Ирана

Литературные произведения дополнялись иллюстрациями, выполненными в двумерной плоскости, что послужило развитию искусства миниатюры. Такие иллюстрации выполняли в светлой мажорной гамме и располагались в тексте. Для их создания использовали красные, зеленые, голубые, палевые, сиреневые, ярко-синие и лимонно-желтые цвета. Все детали рисунка были четко прорисованы, в некоторых случая композиция могла выходить за рамку на поля рукописи. Со временем миниатюру стали использовать отдельно от книг. Рисовали обычно либо жидкой тушью, либо красками. На картинах в то время изображали портреты молодых людей в красивых костюмах и изящных позах во время отдыха. Фон украшали тонким растительным узором, нанесенным жидким золотом.

После того как в Иран были завезены картины из Европы, иранские художники в своих работах начали использовать приемы европейской школы – линейную перспективу, акценты света и тени. Позже традиционную иранскую миниатюру потеснили работы, выполненные масляными красками. В этих работах мастера вернулись к старой традиционной живописи, проявляющейся в плоскостной трактовке пространства и форм. Шкатулки, подставки для книг, пеналы, футляры для зеркал, а также другие предметы быта украшали росписью под лак. Рисунок делали красками, используя при этом приемы миниатюры, а затем их покрывали слоем прозрачного лака.

Декоративно-прикладное искусство Ирана

живопись Ирана

Искусство миниатюры со временем стали использовать при создании художественных тканей и ковров. Бархатные и шелковые ткани украшали композициями, составленными из растительных элементов и фигур, многократно повторяющихся по горизонтали и по диагонали, образуя тем самым ритмичный узор. К тому же на ткани с помощью серебряных и золотых нитей изображали сцены праздничных гуляний, бытовые моменты и охоту. Ковры ткали из шерсти в сочетании с шелковыми и хлопковыми нитями. Украшали их узором причудливых арабесок, состоящих из растений, фигурок птиц, животных и людей. Хлопчатобумажные ткани, в центре которых располагался грубоватый лубочный рисунок, сделанный от руки называли каламкары. На них были изображены сцены баталий, сюжеты охоты и персидской поэзии.

Источником сведений об искусстве Ирана прошлых веков свидетельствуют многочисленные изделия из бронзы и других металлов. К ним относятся монеты, изделия древних торевтов, предметы быта и оружие. На них изображали фигуры божеств, животных, людей и фантастических существ. Художественная обработка металлов в те времена достигла высокого уровня. Нередко для украшения изделий из бронзы использовали вставки из серебра и красной меди, это позволяло добавить им цвет и выделить элементы узора. Помимо инкрустации серебром и золотом, мастера со временем начали использовать гравировку и драгоценные камни. Оружие зачастую украшали узором с арабесковыми мотивами, бирюзой, рубинами, изумрудами и турмалинами.

В древнем Иране посуду делали из слоновой кости и украшали ее сюжетами из греческих мифов. Позже распространение получили изделия из поливной керамики, на которых делали темный рисунок, углубленный по контуру. Для росписи использовали прозрачную глазурь цвета бирюзы и слоновой кости. Чаще всего для украшения керамических изделий использовали иранский люстр и минаи. Люстр – это золотисто желтый, красный или коричневый состав, который наносили на светлую глазурь после второго обжига, что давало эффект радужного и перламутрового блеска. Минаи – это полихромная надглазурная роспись, что переводится как эмалевый. Такую роспись наносили в несколько подходов на изделия из высококачественного фарфора, после каждого из которых применяли обжиг. Рисунок делали с использование ярких чистых красок, а край обводили черной линией. После того как в Иран попали изделия из Китая, для росписи посуды стали использовать черную роспись под бирюзовой глазурью, а также кобальтовую роспись под прозрачной бесцветной глазурью. В сюжете появились изображения драконов, цветка лотоса и птицы феникс. В более поздние периоды истории встречается посуда, расписанная в желтых и темно-зеленых тонах, а еще позже проявляется стремление к созданию полихромных рисунков в темно-синих тонах. Со временем в Иране также освоили технику изготовления предметов из цветного стекла.

© 2010-2015